В СССР умели проектировать автомобили. Интересные советские концепты.

Многие люди, при словосочетании «советский автопром», сразу же начинают с пеной у рта доказывать, что тогда, как и сейчас, наши инженеры ни на что не были способны. Да, в военных разработках мы одни из лидеров. Что касается гражданского автомобилестроения, то отрасль, в какой-то мере, стала заложником политического курса страны, почти все ресурсы шли на оборонку, а машины для простых людей не являлись приоритетом. Это до сих пор откликается уже на современном российском автопроме.

Интересные советские концепты.
Интересные советские концепты.

Однако, немного покопавшись на просторах всемирной сети, пройдясь по музеям и коллекциям, можно найти очень ценные экземпляры советских автомобилей, которые не пошли в серию. И невольно задумываешься, а как бы развивалась наша промышленность, если бы они были реализованы. Давайте рассмотрим наиболее интересные концептуальные и экспериментальные разработки наших инженеров.

Подборка концептов, сделанных в СССР.

Стоит упомянуть, что совсем малая часть концепт-каров уходит в серийное производство. И это не только у нас, но и во всем мире. Они создаются для того, чтобы подготовить общество к новым поворотам в дизайне и технической составляющей, для обкатки интересных решений, которые могут быть использованы в будущих серийных моделях, ну и для поддержания той или иной марки. Что ж, переходим к советским концептам.

ГАЗ-А-Аэро

Это был один из первых советских революционных спорт-каров. Созданный инженером А. О. Никитиным на базе ГАЗ-А, автомобиль явно опередил свое время. Ведь в начале 30-х годов, об аэродинамике мало кто слышал, эта инженерская находка только-только начала разрабатываться, о внедрении не шло даже речи. И приятно, что наши конструкторы тоже не оставались в стороне.

Интересные советские концепты. ГАЗ-А-Аэро.
ГАЗ-А-Аэро.

Главной особенностью ГАЗ-А-Аэро, был аэродинамический кузов, выполненный в очень изысканном виде. Все остальное – шасси и двигатель, остались от стандартного «газика». Но и этого вполне хватило. Во время испытаний, скорость выросла почти на 30 км/ч, на четверть снизился расход топлива. Это доказало, что снижение сопротивления, путем установки «зализанного кузова, интеграции в него фар, возможно и на практике. ГАЗ-А-Аэро существовал всего лишь в единственном экземпляре. Сохранился ли он до наших дней, неизвестно.

ГАЗ М-20 «Победа-Спорт»

Этот спортивный концепт был создан на базе серийной «Победы». Высоту кузова решено было уменьшить на 160 мм. А также добавить передний и хвостовой обтекатели, сделанные из дюралюминия. В 1951 году автомобили были оснащены такими же двигателями, которые стояли на «ГАЗ-Торпедо», а на одной из машин стоял опытный двигатель НАМИ.

Интересные советские концепты. ГАЗ М-20 "Победа-спорт".
ГАЗ М-20 «Победа-спорт».

В 1955 году была создана «Победа-Спорт» в открытом варианте, оснащенная внеклапанным двигателем «Волга». За время существования этих автомобилей, было одержано три победы на трех чемпионатах Советского Союза.

ЗИС-112

Опять же, это не полностью концептуальный автомобиль, как два предыдущих. ЗИС-112, это гоночный автомобиль, выполненный на базе машины представительского класса ЗИС-110. В конструкции машины чувствовалось, что инженеры разошлись не на шутку. Длина автомобиля составляла 6 метров, огромная фара по центру, которая выглядела устрашающе. Чем-то напоминает американские автомобили 50-х годов. Рядный 8-цилиндровый двигатель, мощностью 200 лошадей, разгонял этого исполина до 200 км/ч. Это было впечатляюще.

Интересные советские концепты. ЗИС-112.
ЗИС-112.

Да, этот автомобиль был чертовски красив, но для гонок не подходил абсолютно. Длинная база и огромный вес, который составлял около 3 тонн, делали его совершенно неповоротливым.

НАМИ-013

А вот этот автомобиль, можно назвать полным концепт-каром, так как до этого никто подобные разработки не вел. НАМИ-013 опять-таки опередил свое время, хотя концепты для того и создаются, чтобы его опережать. И все же: пятиметровая конструкция, заднемоторная компоновка, место водителя было перед передней осью машины, сиденья располагались в три ряда. Таков был первый в СССР легковой однообъемник.

Интересные советские концепты. НАМИ-013.
НАМИ-013.

Главным вдохновителем этой идеи был известный инженер, дизайнер и журналист Юрий Аронович Долматовский. Его работа нашла множество одобрительных откликов не только в нашей стране, но и в зарубежных изданиях, однако вышестоящие органы его не поддержали. Был создан всего лишь один экземпляр, который был утилизирован в 1954 году.

НАМИ «Белка»

После неудачи с НАМИ-013, руководство научно-исследовательского центра и Юрий Долматовский все равно не отказались от создания компактного однообъемника. И следующим их шагом, был футуристический минивен, с мотоциклетным двигателем, мощностью 20 лошадиных сил, пятиместным салоном, и длиной 3.5 метра. Автомобиль был назван «Белка».

Интересные советские концепты. НАМИ "Белка".
НАМИ «Белка».

«Белка» была очень красива и футуристична, чего стоит только откидывающаяся назад, передняя часть кабины, через которую и был доступ в салон. Уже была достигнута договоренность с Ирбитским мотоциклетным заводом о выпуске этой машины, но потом, руководство завода от этой идеи отказались, и «Белка» также осталась только лишь концептом.

ВНИИТЭ ПТ

Третья попытка неугомонного и неунывающего Юрия Долматовского воплотить в жизнь однообъемный автомобиль. Изучив опыт эксплуатации в такси обычной «Волги» ГАЗ-21, устранив все ее врожденные недостатки, в 1964 году был представлен проект Перспективного такси. Кстати, такая страшная аббревиатура расшифровывается как «Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси», о как.

Интересные советские концепты. ВНИИТЭ ПТ.
ВНИИТЭ ПТ.

Водитель, как и в двух предыдущих машинах, сидел перед передней осью, что делало его просто смертником, если бы случилась авария. Двигатель же находился сзади. Кузов из стеклопластика представлял, в то время, безграничные возможности. Двигатель от Москвича, мощностью 50 л.с. позволял автомобилю разгоняться до 100км/ч. Огромный салон, прекрасная обзорность и легкость уборки салона и мойки кузова, казалось, делали ВНИИЭТ ПТ идеальным такси. Но опять этот советский концепт в серию не пошел. Кстати, машина сохранилась, и находится в подмосковной Черноголовке, в Государственном Военно-техническом музее.

Иж-2126 серия Т

Первая собственная разработка Ижевского автозавода, и самый первый опытный прототип известной нам «Оды». Проект разрабатывался молодыми конструкторами, которые хотели получить вместительный салон при небольших габаритах машины, придать ей современный вид и конструкцию, которая могла бы на равных конкурировать с уже зарекомендовавшими себя моделями. При разработке использовались все новейшие технологии, доступные для того времени. Отрадно то, что серийная версия машины все-таки увидела свет.

Интересные советские концепты. ИЖ-2126 Т.
ИЖ-2126 Т.

ВАЗ-Э2121 «Крокодил»

А вот по такому пути могла пойти «Нива». И если бы не «Крокодил», не было бы знаменитого ВАЗовского внедорожника. В общем, это самый ранний прототип ВАЗ-2121, выпущенный в 1971 году. От готового продукта, этот концепт отличается как небо и земля. Здесь открытый кузов и рамная конструкция. Фишкой автомобиля была схема переключения раздаточной коробки, рычаг имел аж пять позиций. Выпущено было всего два экземпляра, а впоследствии, была полностью переработана конструкция машины.

Интересные советские концепты. ВАЗ-Э2121 "Крокодил".
ВАЗ-Э2121 «Крокодил».

МАЗ-2000 «Перестройка»

В СССР не так было много концептов грузовых авто. Но этот агрегат, действительно носитель самой передовой концепции. Его «дебют» состоялся в 1988 году на Парижском автосалоне, где он сразу же получил медаль. У грузовика был самый низкий коэффициент лобового сопротивления. Этим не могли похвастаться даже европейские автопроизводители.

Интересные советские концепты. МАЗ-2000 "Перестройка".
МАЗ-2000 «Перестройка».

И дело даже не в интересном дизайне. Автомобиль был выполнен в стиле автопоезда, то есть модульная компоновка с наборными, в зависимости от нужной грузоподъемности, моторизованными тележками. Это был действительно грузовик будущего, и он им так и остался. Было создано всего два таких грузовика, один из которых украшает проходную Минского автомобильного завода.

ЗИЛ-118 «Юность»

Наверное один из самых красивых советских автомобилей, перед которым, даже венец того времени, ГАЗ-21 «Волга», выглядела невзрачно. Внешность «Юности» могла бы оставить позади любой из существовавших тогда автобусов в мире. Но не всегда все решает только лишь красота. ЗИЛ-118 был сделан неофициально и внепланово, что и определило его будущее. Автомобиль получился очень дорогой как в производстве, так и в обслуживании. Машина разрабатывалась на базе лимузина ЗИЛ-111, а двигатель V8 был взят от Урала-375, который был очень прожорлив для маршрутного такси.

Интересные советские концепты. ЗИЛ-118 "Юность".
ЗИЛ-118 «Юность».

Также, не совсем ясно было то,  как его эксплуатировать. Для полноценного автобуса он недотягивал, однако, для маршрутного микроавтобуса, он очень большой, тяжелый и громоздкий. В итоге, из-за своей дороговизны, а также непонятной областью применения, автомобиль оказался не нужным. И это несмотря на Гран-при Автобусной недели в Ницце 1967 года.

Вот небольшой перечень самых интересных советских концепт-каров. Естественно, что в одной статье обо всех разработках просто нереально упомянуть, поэтому, мы постараемся сделать еще несколько частей, где рассмотрим и другие любопытные проекты. До новых встреч!

Наш сайт присутствует также в Твиттере, Вконтакте и Facebook. Кроме того, вы можете подписаться на нашу e-mail рассылку и ленту RSS.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *