В СССР умели проектировать автомобили. Интересные советские концепты.
Многие люди, при словосочетании «советский автопром», сразу же начинают с пеной у рта доказывать, что тогда, как и сейчас, наши инженеры ни на что не были способны. Да, в военных разработках мы одни из лидеров. Что касается гражданского автомобилестроения, то отрасль, в какой-то мере, стала заложником политического курса страны, почти все ресурсы шли на оборонку, а машины для простых людей не являлись приоритетом. Это до сих пор откликается уже на современном российском автопроме.
Однако, немного покопавшись на просторах всемирной сети, пройдясь по музеям и коллекциям, можно найти очень ценные экземпляры советских автомобилей, которые не пошли в серию. И невольно задумываешься, а как бы развивалась наша промышленность, если бы они были реализованы. Давайте рассмотрим наиболее интересные концептуальные и экспериментальные разработки наших инженеров.
Подборка концептов, сделанных в СССР.
Стоит упомянуть, что совсем малая часть концепт-каров уходит в серийное производство. И это не только у нас, но и во всем мире. Они создаются для того, чтобы подготовить общество к новым поворотам в дизайне и технической составляющей, для обкатки интересных решений, которые могут быть использованы в будущих серийных моделях, ну и для поддержания той или иной марки. Что ж, переходим к советским концептам.
ГАЗ-А-Аэро
Это был один из первых советских революционных спорт-каров. Созданный инженером А. О. Никитиным на базе ГАЗ-А, автомобиль явно опередил свое время. Ведь в начале 30-х годов, об аэродинамике мало кто слышал, эта инженерская находка только-только начала разрабатываться, о внедрении не шло даже речи. И приятно, что наши конструкторы тоже не оставались в стороне.
Главной особенностью ГАЗ-А-Аэро, был аэродинамический кузов, выполненный в очень изысканном виде. Все остальное – шасси и двигатель, остались от стандартного «газика». Но и этого вполне хватило. Во время испытаний, скорость выросла почти на 30 км/ч, на четверть снизился расход топлива. Это доказало, что снижение сопротивления, путем установки «зализанного кузова, интеграции в него фар, возможно и на практике. ГАЗ-А-Аэро существовал всего лишь в единственном экземпляре. Сохранился ли он до наших дней, неизвестно.
ГАЗ М-20 «Победа-Спорт»
Этот спортивный концепт был создан на базе серийной «Победы». Высоту кузова решено было уменьшить на 160 мм. А также добавить передний и хвостовой обтекатели, сделанные из дюралюминия. В 1951 году автомобили были оснащены такими же двигателями, которые стояли на «ГАЗ-Торпедо», а на одной из машин стоял опытный двигатель НАМИ.
В 1955 году была создана «Победа-Спорт» в открытом варианте, оснащенная внеклапанным двигателем «Волга». За время существования этих автомобилей, было одержано три победы на трех чемпионатах Советского Союза.
ЗИС-112
Опять же, это не полностью концептуальный автомобиль, как два предыдущих. ЗИС-112, это гоночный автомобиль, выполненный на базе машины представительского класса ЗИС-110. В конструкции машины чувствовалось, что инженеры разошлись не на шутку. Длина автомобиля составляла 6 метров, огромная фара по центру, которая выглядела устрашающе. Чем-то напоминает американские автомобили 50-х годов. Рядный 8-цилиндровый двигатель, мощностью 200 лошадей, разгонял этого исполина до 200 км/ч. Это было впечатляюще.
Да, этот автомобиль был чертовски красив, но для гонок не подходил абсолютно. Длинная база и огромный вес, который составлял около 3 тонн, делали его совершенно неповоротливым.
НАМИ-013
А вот этот автомобиль, можно назвать полным концепт-каром, так как до этого никто подобные разработки не вел. НАМИ-013 опять-таки опередил свое время, хотя концепты для того и создаются, чтобы его опережать. И все же: пятиметровая конструкция, заднемоторная компоновка, место водителя было перед передней осью машины, сиденья располагались в три ряда. Таков был первый в СССР легковой однообъемник.
Главным вдохновителем этой идеи был известный инженер, дизайнер и журналист Юрий Аронович Долматовский. Его работа нашла множество одобрительных откликов не только в нашей стране, но и в зарубежных изданиях, однако вышестоящие органы его не поддержали. Был создан всего лишь один экземпляр, который был утилизирован в 1954 году.
НАМИ «Белка»
После неудачи с НАМИ-013, руководство научно-исследовательского центра и Юрий Долматовский все равно не отказались от создания компактного однообъемника. И следующим их шагом, был футуристический минивен, с мотоциклетным двигателем, мощностью 20 лошадиных сил, пятиместным салоном, и длиной 3.5 метра. Автомобиль был назван «Белка».
«Белка» была очень красива и футуристична, чего стоит только откидывающаяся назад, передняя часть кабины, через которую и был доступ в салон. Уже была достигнута договоренность с Ирбитским мотоциклетным заводом о выпуске этой машины, но потом, руководство завода от этой идеи отказались, и «Белка» также осталась только лишь концептом.
ВНИИТЭ ПТ
Третья попытка неугомонного и неунывающего Юрия Долматовского воплотить в жизнь однообъемный автомобиль. Изучив опыт эксплуатации в такси обычной «Волги» ГАЗ-21, устранив все ее врожденные недостатки, в 1964 году был представлен проект Перспективного такси. Кстати, такая страшная аббревиатура расшифровывается как «Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики Перспективное Такси», о как.
Водитель, как и в двух предыдущих машинах, сидел перед передней осью, что делало его просто смертником, если бы случилась авария. Двигатель же находился сзади. Кузов из стеклопластика представлял, в то время, безграничные возможности. Двигатель от Москвича, мощностью 50 л.с. позволял автомобилю разгоняться до 100км/ч. Огромный салон, прекрасная обзорность и легкость уборки салона и мойки кузова, казалось, делали ВНИИЭТ ПТ идеальным такси. Но опять этот советский концепт в серию не пошел. Кстати, машина сохранилась, и находится в подмосковной Черноголовке, в Государственном Военно-техническом музее.
Иж-2126 серия Т
Первая собственная разработка Ижевского автозавода, и самый первый опытный прототип известной нам «Оды». Проект разрабатывался молодыми конструкторами, которые хотели получить вместительный салон при небольших габаритах машины, придать ей современный вид и конструкцию, которая могла бы на равных конкурировать с уже зарекомендовавшими себя моделями. При разработке использовались все новейшие технологии, доступные для того времени. Отрадно то, что серийная версия машины все-таки увидела свет.
ВАЗ-Э2121 «Крокодил»
А вот по такому пути могла пойти «Нива». И если бы не «Крокодил», не было бы знаменитого ВАЗовского внедорожника. В общем, это самый ранний прототип ВАЗ-2121, выпущенный в 1971 году. От готового продукта, этот концепт отличается как небо и земля. Здесь открытый кузов и рамная конструкция. Фишкой автомобиля была схема переключения раздаточной коробки, рычаг имел аж пять позиций. Выпущено было всего два экземпляра, а впоследствии, была полностью переработана конструкция машины.
МАЗ-2000 «Перестройка»
В СССР не так было много концептов грузовых авто. Но этот агрегат, действительно носитель самой передовой концепции. Его «дебют» состоялся в 1988 году на Парижском автосалоне, где он сразу же получил медаль. У грузовика был самый низкий коэффициент лобового сопротивления. Этим не могли похвастаться даже европейские автопроизводители.
И дело даже не в интересном дизайне. Автомобиль был выполнен в стиле автопоезда, то есть модульная компоновка с наборными, в зависимости от нужной грузоподъемности, моторизованными тележками. Это был действительно грузовик будущего, и он им так и остался. Было создано всего два таких грузовика, один из которых украшает проходную Минского автомобильного завода.
ЗИЛ-118 «Юность»
Наверное один из самых красивых советских автомобилей, перед которым, даже венец того времени, ГАЗ-21 «Волга», выглядела невзрачно. Внешность «Юности» могла бы оставить позади любой из существовавших тогда автобусов в мире. Но не всегда все решает только лишь красота. ЗИЛ-118 был сделан неофициально и внепланово, что и определило его будущее. Автомобиль получился очень дорогой как в производстве, так и в обслуживании. Машина разрабатывалась на базе лимузина ЗИЛ-111, а двигатель V8 был взят от Урала-375, который был очень прожорлив для маршрутного такси.
Также, не совсем ясно было то, как его эксплуатировать. Для полноценного автобуса он недотягивал, однако, для маршрутного микроавтобуса, он очень большой, тяжелый и громоздкий. В итоге, из-за своей дороговизны, а также непонятной областью применения, автомобиль оказался не нужным. И это несмотря на Гран-при Автобусной недели в Ницце 1967 года.
Вот небольшой перечень самых интересных советских концепт-каров. Естественно, что в одной статье обо всех разработках просто нереально упомянуть, поэтому, мы постараемся сделать еще несколько частей, где рассмотрим и другие любопытные проекты. До новых встреч!
Добавить комментарий